В зависимости от количества каналов коллекторы бывают одно-, двух-, трех- и многоканальные. Двух- канальный коллектор (рис. 35) состоит из корпуса 3, сердечника 4, упорной шайбы 2 и резиновых колец 1.
Рис. 35. Коллектор.
Коллекторы автокранов выполняют с кольцами круглого сечения (ГОСТ 9833—73). На каждый канал устанавливают по два кольца, но имеются конструкции, у которых на каждый канал устанавливают по три кольца: по одному между каналами и по два снаружи. Выбор уплотнительных колец производится в зависимости от диаметра сердечника коллектора с таким расчетом, чтобы внутренний диаметр кольца был на 2…5% больше диаметра сердечника. Для малых диаметров выбор производится ближе к верхнему значению (4…5%), а для больших (от 200 и выше) —ближе к нижнему (2…3%), и полученные значения округляют до величин, имеющихся в ГОСТ 9833—73.
Канавки под уплотнительные кольца делают прямоугольной формы, ширину их выбирают по ГОСТ 9833—73 с увеличением на 1…2 мм в зависимости от диаметра сечения кольца с таким расчетом, чтобы кольцо в канавке укладывалось волнообразно. Это делается с целью увеличения линии контакта и улучшения уплотнения. Радиус скругления внутренних углов канавки равен 0,2…0,5 мм., Острые углы на наружных краях каналов корпуса значительно увеличивают износ колец, поэтому на всех коллекторах радиус притупления равен 0,05…0,08 мм. Радиальное биение внутренней поверхности канавки под кольцо относительно внутренней поверхности корпуса должно быть не более 0,05…0,06 мм. Шероховатость поверхностей канавки и внутренних поверхностей Корпуса коллектора Ra = 2,5…0,63 мкм.
Для обеспечения герметичности и долговечности уплотнений поверхность сердечника обрабатывается до шероховатости RA = = 0,160…0,080 мкм с последующим нанесением твердого износостойкого хромового покрытия толщиной 0,02…0,03 мм. Шероховатость внутренней поверхности корпуса коллектора и канавок под кольца должна соответствовать RA= 2,5.. 1,25 мкм без покрытия. Точность изготовления сопряженных диаметров коллектора соответствует 3-му классу.
При повороте сердечника коллектора с двумя и более каналами возникает момент сопротивления прокручиванию, который передается на трубопроводы. Трубопроводы, подведенные к корпусу коллектора, не должны подвергаться изгибу при повороте сердечника, так как частый изгиб их вызывает расшатывание соединений, и возможность течи увеличивается, т. е. трубопроводы не должны являться звеном, проворачивающим корпус Коллектора. Поэтому все многоканальные коллекторы должны иметь свои водила, которые соединяются одним концом с подвижной частью автокрана (стрелой), другим — с подвижной частью коллектора.
Перед сборкой внутренние поверхности деталей коллектора необходимо тщательно промыть керосином и продуть сжатым воздухом. При сборке деталей особое внмание необходимо обратить на правильность установки уплотнительных колец, не допуская их повреждения. После сборки каждый канал отдельно подвергают испытаниям на герметичность при давлении, равном 1,5 номинального с поворотом сердечника коллектора на 360°. При этом утечка рабочей жидкости через уплотнительные кольца не допускается.