В гидроприводах гидроаккумуляторами можно: поддерживать на заданном уровне давление и компенсировать утечки в гидросистеме или на каком-либо ее участке; сглаживать пульсацию давления, создаваемую насосами; выполнять функции демпфера и предохранить гидросистему от воздействия на нее пиков давления, вызванных, например, наездом машин на дорожные препятствия или ударами падающих деревьев. Кроме того, гидроаккумуляторы используют и как источники энергии при работе вместе с насосами (например, для обеспечения большой скорости холостого хода) или автономно (в гидроприводах кратковременного действия).
В схеме на рис. 87, а гидроаккумулятор 5 выполняет функцию компенсатора утечек и поддерживает постоянным давление в гидроприводе машины для формирования пучка из бревен. При наложении на сжатый пучок обвязочного комплекта насос клапаном 2 разгружен, а требуемое давление в рабочей полости гидроцилиндра б поддерживается аккумулятором. Обратный клапан 8 в этой схеме блокирует аккумулятор от линии слива при разгруженном насосе. Распределитель 1 управления клапаном 2 включается от реле давления 7, которое настраивают на рабочее давление. Дроссель 3 служит для регулирования расхода при разрядке аккумулятора. Зарядка аккумулятора жидкостью происходит через обратный клапан 4 в конце сжатия пучка.
Рис. 87. Схемы включения гидроаккумулятора: а — для компенсацни утечек; б — для обеспечения быстрого холостого хода
Пример использования гидроаккумулятора как источника энергии показан на рис. 87, б. При рабочем ходе поршня с малой скоростью жидкость в гидроцилиндр поступает от насоса 1 высокого давления, а насос 9 в это время производит зарядку аккумулятора 5 до давления, определяемого настройкой напорного клапана б. Обратный клапан 4 блокирует поток насоса от сливной линии. При холостом ходе рабочая жидкость в гидроцилиндр поступает одновременно от двух насосов и от аккумулятора, благодаря чему достигается требуемая большая скорость движения поршня. Напорный клапан 2 настраивают на рабочее давление, а клапан б на давление холостого хода поршня гидроцилиндра. Если продолжительность рабочего хода превышает время, необходимое для зарядки аккумулятора, то насос 9 разгружается клапаном б после завершения зарядки. Включение гидрораспределителя 7 в этом случае происходит от реле давления 3, которое настраивают на давление холостого хода. Обратный клапан 8 блокирует аккумулятор от слива.
По сравнению с безаккумуляторным рассмотренный гидропривод имеет меньшие габарит, массу и может быть более экономичным, так как потребляемая насосами мощность будет меньше за счет уменьшения суммарной подачи насосов.