Рис. 21. Выдвижная опора автокрана.
Выдвижная опора (см. рис. 21) представляет собой гидравлический цилиндр одностороннего действия, состоящий из корпуса цилиндра 3 с приваренным днищем, штока 2 с головкой, имеющей шаровое углубление, поршня головки цилиндра 4 и опоры 5. Опора имеет шаровую головку и соединена со штоком шарнирно двумя хомутами 7. Шаровая головка затянута хомутами так, чтобы опора проворачивалась в днище штока от усилия руки без ощуще¬ния люфта. Степень затяжки регулируется шайбами 6. Шарнирное соединение обеспечивает приспособляемость опоры к неровностям рабочей площадки.Корпус гидроцилиндра 3 жестко прикреплен к неподвижной раме автокрана. При подаче рабочей жидкости в поршневую полость шток гидроцилиндра начинает выдвигаться, и тарелка, сидящая на штоке шарнирно, упирается в грузовую площадку, вывешивая автокран на опорах. Для таких опор применяются односторонние гидроцилиндры, у которых отношение рабочей площади со стороны поршня Fx к рабочей площади со стороны штока F2 составляет 2…5,75. Это связано с тем, что при выдвижении штока гидроцилиндра требуется максимальное усилие для установки автокрана в транс¬портное положение, и максимальный диаметр штока, необходимый для обеспечения его устойчивости. При обратном ходе достаточно лишь усилия для вытягивания штока и складывания выдвижной опоры в транспортное положение. Выдвижные опоры применяются на всех выпускаемых автокранах, надежны и долговечны в, эксплуатации.Выдвижная телескопическая опора (рис. 62) состоит из тред телескопических балок: неподвижнойг средней 3 и нижней 5.
Рис. 62. Выдвижная телескопическая опора.
Неподвижная балка соединяется жестко с рамой автокрана и имеет кронштейн для крепления корпуса гидроцилиндра, средняя балка с помощью кронштейна соединяется со штоком гидроцилиндра. Нижняя балка имеет ряд отверстий и соединяется со средней балкой с помощью фиксатора 4 вручную.
Для установки выносной опоры в рабочее положение необходимо вынуть фиксатор 4 опустить нижнюю балку до требуемого уровня, закрепить ее и с помощью гидроцилиндра 2 производить дальнейшее опускание опоры и вывешивание рамы в горизонтальное положение.
К преимуществам такой опоры следует отнести ее малую длину в сложенном состоянии, меньшие, чем у других опор длину и ход гидороцилиндра, а также полную разгрузку гидроцилиндра от изгибающих усилий, возникающих в процессе работы стрелы автокрана и отрицательно влияющих на долговечность уплотнений. Недостатком опоры является ручная установка нижней балки.Для обеспечения заданного коэффициента устойчивости автокрана при работе стрелой выдвижные опоры должны находиться на большем расстоянии от оси базового автомобиля, чем при транспортном положении, когда их установка определяется габаритом автокрана по ширине. Следовательно, выдвижные опоры должны быть раздвигающимися (рис. 63, а).
Рис. 63 (а,б,в). Откидная выносная опора.
Для этого корпус выдвижной опоры 3 крепится жестко к вы¬движной телескопической балке 2 (рис. 63, а), которая перед началом работы автокрана выдвигается, увеличивая тем самым его опорный контур. Выдвижение и фиксация балки производятся вручную или с помощью гидроцилиндра 1.Иногда применяются поворачивающиеся выдвижные опоры, у которых увеличение опорного контура происходит за счет поворота выдвижной опоры относительно оси (рис. 63, б, в). Корпус выдвижной опоры 3 крепится с помощью оси 4 к балке. Поворот и фиксация опоры осуществляются вручную с помощью фиксатора 2.Откидная выносная опора (рис. 64, а) крепится к кронштейну рамы автокрана 4 и состоит из откидной балки 3, собственной опоры 2 и гидроцилиндра шток которого скользит по пазу откидной балки.Для установки опоры в транспортное положение шток гидроцилиндра необходимо втянуть. При этом головка штока, двигаясь вместе с пальцем по пазу, доходит до крайнего левого положения и начинает поднимать опору в транспортное положение. Однако в некоторых случаях возможен подъем опоры сразу, без предварительного перемещения головки штока с пальцем по пазу до крайнего левого положения. В этих случаях при одном и том же ходе поршня гидроцилиндра выносная опора не будет находиться в крайнем верхнем положении. Это объясняется тем, что момент от веса подвижных частей опоры недостаточен для преодоления момента трения, возникающего в пазу и шарнирах опоры. Во избежание подъема лапы по большому радиусу в конструкциях опор предусмотрены специальные пружинные толкатели 2 (рис. 64, б), которые в момент отрыва тарелки 5 с откидной балкой 4 от грузовой площадки толкают гидроцилиндр 1 так, что палец головки штока попадает под специальные клыки 3. После этого продолжается втягивание штока, и опора поднимается в крайнее верхнее положение (транспортное) по малому радиусу. Однако изготовление и точная установка таких выносных опор трудоемки. Поэтому целесообразно на автокранах устанавливать откидные выносные опоры без пазов и скользящего пальца на конце штока.
Рис. 65 (а,б). Откидные опоры.
Поворотно-откидная опора (рис. 65, а) состоит из гидроцилиндра 1, откидной балки 2 с тарелкой 3 и оси 4, вращающейся во втулке, закрепленной на раме автокрана 5; поворот и фиксация опоры в транспортном положении производятся вручную.Поворотно-выдвижная опора (рис. 65, б) состоит из откидной балки 11, на которой жестко закреплен гидроцилиндр 6 со штоком 7 и тарелкой 8, двух укосин 1 и 5, двухилечего рычага 10 и каната 13 с блоками. Канат 13 одним концом соединен с рычагом 10, другим — с рамой автокрана.
Перевод опоры из рабочего положения в транспортное осуществляется следующим образом. При втягивании штока 7 тарелка, не доходя до крайнего верхнего положения, упирается в вильчатый конец рычага 10 и, двигаясь дальше, поворачивает его относительно оси 9. Рычаг 10 тянет канат 13, который поворачивает укосину 1 относительно оси 14. При этом замок, образованный шарниром 4 и упорами 2 и 3, размыкается, и опора поднимается в транспортное положение. Ход рычага 10 выбран так, что дентр тяжести опоры в транспортном положении находится справа от оси 12. Это дает возможность переводить опору из транспортного положения в рабочеепод действием собственного веса и при выдвижении штока гидроцилиндра 7. На отечественных автокранах применяются опоры (тарелки) круглой формы, шарнирно подвешенные к концу штока или откидной балки.
При отсутствии проседания грунта и потери устойчивости автокрана максимальное допустимое удельное давление на грузовую площадку можно принять равным 1 МПа.При езде автокрана по неровностям дороги опоры (тарелки) испытывают переменные нагрузки, которые отрицательно влияют на их крепление. Поэтому опоры в транспортном положении необходимо фиксировать. Для этого цх прижимают к специальному упору или устанавливают специальный упругий элемент, контактирующий с опорой и не связанный с ней кинематически.